Навигация по сайту
Как правильно общаться с младшим школьником |
Как правильно общаться с младшим школьником. Советы психолога
(рекомендации родителям, как формировать у детей умение высказывать свои мысли и принимать чужие, как критиковать ребенка; принципы, как проводить дискуссию) Как формировать умение высказывать свои мысли и принимать чужиеВажная задача ребенка младшего школьного возраста – научиться формировать и высказывать свое мнение, а также понимать и принимать точку зрения других людей. На первый взгляд, задача простая и понятная. Но вспомним, как чаще всего родители обращаются со своими детьми. К сожалению, в большинстве семей этот процесс сводится к выдаче указаний и контролю их выполнения: «Ты оделась? А колготки? Мы же опаздываем в школу! Ты ела?». Иногда родители задают вопросы, на которые ребенок может дать развернутый ответ, например: «Что было в школе?», «Как тебе мультик?», «Почему ты подружился именно с этим мальчиком?». Но если ребенок слишком долго, на взгляд взрослых, думает или же отвечает неправильно – они тут же его перебивают и начинают говорить сами. Потом звучит риторический вопрос: «Ты понял (а)?». Ребенок, конечно же, кивает головой. Но если спросить, что именно он понял, окажется, что его восприятие отключилось где-то на 20-й секунде родительского монолога. Чтобы развивать в ребенке умение высказывать свои мысли и слушать или принимать мнение других людей, да и просто быть в курсе того, чем живет сын или дочка, родителям нужно придерживаться рекомендаций. Во-первых, раз в неделю разговаривайте с ребенком по душам. Во-вторых, выделите время для общения, которое комфортно обеим сторонам, – пока стоите в пробке или идете куда-либо, когда готовите вместе ужин, вечером перед сном. Если детей несколько, желательно хотя бы иногда выделять время для разговора с каждым отдельно. В-третьих, применяйте навыки эффективного общения:
В-четвертых, в своей ответной реплике обязательно подчеркните, что мысль, высказанная ребенком, интересна, даже если вы с ней не согласны. Потом приведите собственное мнение, желательно подкрепленное аргументами и занимающее по времени не более 2–4 мин. После чего уточните, понял ли ребенок то, что ему сказали. Иногда, взрослые используют много непонятных детям слов. Педагоги могут любую совместную деятельность с детьми превратить в дискуссионный клуб. Например, рисуют белку и спрашивают: «А как вы думаете, почему она летом рыжая, а зимой серая?». И если все начинают говорить одновременно, педагог вводит правила, которые поддерживает сам. Принципы проведения такой дискуссии просты, родители могут тоже их придерживаться. В подобных дискуссиях дети учатся правилам общения: принимать иную точку зрения, не перебивать других, внимательно выслушивать и только после этого высказываться. Они начинают ощущать, что их мысли действительно интересны взрослым. Это закладывает основу адекватной самооценки и веры в себя, дает возможность и в дальнейшем смело думать и предлагать свои идеи. Как родителям критиковать ребенкаОбратите внимание Если на детей кричат, их мысли обесцениваются, взрослые не дослушивают детей до конца, это порождает заниженную самооценку, страх высказать собственные мысли сначала маме с папой, потом учителям, потом начальству, а иногда и друзьям.
Другая задача – формировать у детей младшего школьного возраста конструктивное отношение к неудачам. И детям, и взрослым нужно принять тот факт, что ошибки неизбежны, и ребенку не всегда удается быть аккуратным. Рассмотрим правильный способ его критики. Часто родители сразу замечают, что сделано не так, и в лучшем случае спокойно говорят, в худшем – кричат и вырывают листы из тетради. Если такая тактика применяется регулярно, то ребенок перестает чувствовать себя любимым, а также теряет веру в свою успешность. У него складывается ощущение, что он ничего не умеет и всегда все делает не так. Чтобы критика оказалась конструктивной, необходимо следовать правилам. Правило 1Обязательно начните с того, что получилось. Желательно даже, чтобы ребенок сам внимательно осмотрел, например, свой ряд разных крючочков и нашел те, которые больше похожи на образец. Если он говорит, что все прекрасно или, наоборот, что все не так, – нужно спокойно показать, что получилось хорошо, и объяснить почему. Весь процесс обучения похож на подъем по лестнице многоэтажного дома. Когда ребенка учат обращать внимание прежде всего на то, с чем он справился, – у него появляется повод гордиться собой. Тогда у него под ногами будет не пропасть вечного неуспеха, а приличное количество пройденных ступеней. Конечно, чтобы попасть на верхние этажи, нужно еще потрудиться, но если участок пути преодолен – значит, ребенок способен на этот подъем.
Правило 2Найдите то, что вышло «так себе», или то, над чем еще стоит поработать. Спокойно скажите об этом ребенку.
Правило 3Определите план действий. Например: написать еще строчку крючков, или выписать важный элемент, который хуже всего получается, или отдохнуть полчаса и сделать потом. Это можно решить, глядя на состояние ребенка, определив степень его усталости, включенности в работу.
ВАЖНО ЗНАТЬ Как правильно проводить дискуссию с детьми1. Высказываться следует по очереди. Кто хочет сказать – поднимает руку. 2. Что бы ни говорил ребенок, взрослый может уточнять («Ты имеешь в виду то-то или то-то?») и обобщать («То есть вот так…»). И обязательно должен подчеркнуть, что высказанное мнение интересно. 3. Обязательно обобщить услышанное. Если ребенок уже перескочил на другую тему, отметить: «Это тоже интересно, и в следующий раз мы об этом поговорим, а сейчас все-таки о белках». Если же цель – разговорить аудиторию для общения на разные темы, то можно просто «закруглить» репликой: «Спасибо, очень интересно ты рассказала. Я вижу, Петя и Лена тоже хотят что-то сказать – давай передадим слово кому-нибудь из них». 4. Привести точку зрения ученых, если мнения детей сильно отличаются от общепринятых, например: «Это Дед Мороз зимой белок красит» или «Это папа-белка своей семье новые шубы покупает». Но не преподносите ее с позиции: «Вы сейчас полную ерунду сказали, а на самом деле правильно так…». Нужно отметить, что мнение ученых такое же интересное и ценное, как и мысли детей.
Источник: Электронный журнал «Управление начальной школой», Светлана Смирнова, детский психолог, интегративный кинесиолог, психологический центр «Мастерская Ольги Троицкой», Москва, e.nshkoli.ru |