Навигация по сайту

Joomla Slide Menu by DART Creations
Главная Для родителей Советы по воспитанию и развитию детей «Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры»
«Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры»

 

«Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры»

(Методические рекомендации для родителей)

 

Бондарева Лидия Евгеньевна, рук. объединения «Чародеи»

 

 

В толковом словаре записано: «Гигиена» - раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а так же система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Что же включает в себя понятие «гигиена»? Что формирует гигиенические навыки?

    На эти вопросы есть простые ответы, которые представлены в виде схемы:

 

1. Соблюдать режим дня

Режим дня. Это сочетание слов вызывает у многих ребят раздражение: ведь соблюдение режима требует напряжения воли. Детям кажется, что легче жить не соблюдая его. Но это не верно. На самом деле как раз беспорядочный образ жизни истощает силы человека, мешает ему добиваться поставленных целей. А режим лишь на первых порах требует большого напряжения, зато потом облегчает учение, труд, гарантирует здоровье.

Не случайно говорят: утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание, душ помогают приобрести бодрость, рабочий настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие ограничиваются лишь стаканом чая, а часто не успевают выпить и его. В результате во время занятий у них возникает головная боль, появляется слабость, рассеивается внимание. Они не усваивают новый материал.

 

2. Рациональное питание

Правильное, рациональное питание – это прежде всего регулярное питание. Ученые установили, что среди тучных ребят в 5 раз больше питающихся 1-2 раза в день, а не 3-4, как положено; в 1,5 раза больше нерегулярно питающихся, чем среди детей с нормальным весом. Среди ребят, больных ожирением, физкультурой и спортом занимались всего 2-3 процента.

Питаться регулярно – это значит, есть не менее 3-4 раз в день, в точно установленное время, а ужинать не позднее 19 часов. Перед сном можно выпить стакан кефира, простокваши, съесть яблоко. Все это помогает предупредить ожирение.

 

3. Полноценный сон

Чтобы сон был полноценным, следует выполнять такие правила:

- Если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться ее исключить.

- Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.

- Перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ.

- Если вы не приняли душ, необходимо умыться, вымыть ноги, почистить зубы и заранее приготовить постель.

- Обязательно нужно ложиться и вставать в одно и то же время и стараться высыпаться, иначе будет нарастать утомление.

- Ложась в постель надо постараться вместе с одеждой сбросить с себя все дневные заботы. Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуем от нее отказаться.

- Спать нужно в хорошо проветренном помещении, и даже зимой - с открытой форточкой.

- Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке.

Нельзя спать на левом боку, особенно «калачиком».

Чтобы заснуть, надо лечь на спину, руки и ноги свободно вытянуть, постараться не думать ни о чем постороннем, последовательно расслаблять отдельные части тела, фиксируя на каждой из них внимание (порядок расслабления следующий: пальцы ног, голеностопные суставы, голени, бедра, тазобедренные суставы, живот и одновременно руки, затем подбородок, язык, переносица).

Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.

 

4. Положительные эмоции

Нужно научить детей радоваться всему вокруг – солнцу, хорошей погоде, новой прочитанной книге, встрече с друзьями, приближающемуся празднику. Хорошо об этом сказал А. С. Макаренко: «Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного».

Очень важно воспитывать у детей оптимизм, волю, твердый характер, научиться формировать как можно больше способов психологической защиты, приемлемых для самых различных ситуаций.

 

5. Формируем правильную осанку

Многие ребята не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку.

Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. Правильная осанка – это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости и других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или не равномерно развитой мышечной системой. Например, нередко можно встретить ребенка, у которого ширина или высота плеч различна. Причина этого – неравномерная нагрузка. Так чтение, письмо, шитье и многие другие действия производятся преимущественно правой рукой. Домашняя работа (подметание пола, резание хлеба и др.) опять таки осуществляется правой рукой при относительной пассивности левой, в результате чего усугубляется неодинаковое развитие верхних конечностей. Очень вредно на осанке отражается привычка носить портфель в одной руке, сумку на одном плече.

В числе многих факторов, способствующих формированию правильной осанки, важную роль играют дневной отдых лежа в течение 30-40 минут, а также определенные физические упражнения:

       -  Начните комплекс упражнений с ходьбы на носках, но на голову поместите небольшую подушечку или книгу. Небольшой груз на голове заставит вас удерживать голову прямо, а спину держать ровно. Походите так 2-3 минуты по комнате.

       -   Встаньте прямо, руки отведите назад и сцепите их в замок у себя за спиной. Отведя руки, назад прогнитесь в спине. Повторите от 5 до 10 раз.

       -   Сядьте на пол, руки поместите сзади себя. Приподнимите таз вверх, опираясь на руки, голова отведена назад. Несколько секунд задержитесь в таком положении и вернитесь в начальное положение. Повторите 5-10 раз.

 

6. Профилактика близорукости

Ученые утверждают, что 70% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз.

Многие люди читают при плохом освещении, лежа, на ходу, в движущемся транспорте. В результате у них возникает близорукость. Ее причиной могут быть также неполноценное питание, длительные болезни, особенно инфекционные, ослабляющие организм.

В настоящее время близорукость очень распространена.

Дадим некоторые рекомендации, выполнение которых поможет предупредить развитие близорукости.

- Прежде всего, надо правильно оборудовать рабочее место, создать благоприятные условия, если вы читаете или пишете, почаще давать отдых глазам. Поработали 20-25 минут, посмотрите в течение нескольких секунд на потолок комнаты, в окно. Устраивайте дома небольшой отдых на 5-10 мин.

- Настольную лампу (она ставится слева, мощность лампочек 50-60 Ватт, с них регулярно вытирается пыль) включайте вместе с верхним освещением. Не должно быть резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой. Иначе глазам постоянно приходится приспосабливаться к различной степени освещенности, а это вредно для них.

- Почему нельзя читать на ходу? При этом расстояние от глаз до книги постоянно меняется и глазам всякий раз приходится приспосабливаться к новому расстоянию, а это их утомляет. По - этому же не рекомендуется читать в движущемся транспорте.

- Может стать вредным для глаз и телевизор, если не соблюдать такие правила: смотреть передачи можно не чаще 2 раз в неделю и не более чем по два часа, сидеть перед экраном следует на расстоянии не ближе чем 2-2,5 метра, надо следить за тем, чтобы изображение было четким.

Полезны такие упражнения для глаз:

- Лягте на диван, закройте глаза. Затем мысленно произнесите три раза: «Мои глаза закрыты. Они становятся все тяжелей и тяжелей. Теперь я вижу темноту, полную темноту, мои глаза спокойны».

- Сделайте метку на окне (приклейте небольшой кусочек бумаги). Попеременно смотрите вдаль мимо метки, затем фиксируйте взгляд на ней. Это упражнение выполняйте в течении 3-5 минут через каждый час.

- При сильном утомлении глаз посидите 15-20 минут в затемненном помещении.

 

 

Использованная литература

  1. 1.Белякова Н. Т. «Фигура, грация, осанка»,
  2. 2.Воликова Т. В. «Режим дня в жизни школьника»,
  3. 3.Краковяк Г. М. «Физическое воспитание школьника в семье»,
  4. 4.Ловейко И. Д. «Фрмирование осанки у школьника»,
  5. 5.Норкина Т. Е. « Берегите нервы»,
  6. 6.Пеклис В. Я. «Твои возможности, человек».
 


Copyright 2017. Создание сайта 5900.ru