Навигация по сайту

Joomla Slide Menu by DART Creations
Портфолио обучающегося

 

Методические рекомендации по составлению «портфолио» обучающихся в ДЮЦ «Контакт»

 

Теоретические основания

 

«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения. 

Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

 

Философия портфолио:

  • Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
  • Интеграцию количественной и качественной оценок
  • Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

 

 «Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:

  • Поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
  • Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
    • Обучающемуся – для самосовершенствования;
    • Педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося.

 

        Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих.

Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам.

 

 

Виды портфолио:

  • Презентационный портфолио
  • Портфолио - собственность
  • Портфолио тематический
  • Портфолио процесса
  • Портфолио роста
  • Портфолио достижений
  • Портфолио оценочный
  • Портфолио проблемно-ориентированный

 

      Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет. 

 

Вариант 1.

  Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся

  Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты

  Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями

 

Вариант 2.

  • Портрет автора - материалы, представляющие автора.
  • Коллектор - материалы, собранные автором по теме портфолио ( Словарь терминов и понятий. Теоретические материалы. Статистические материалы. Используемая литература)
  • Рабочие материалы - материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио (схемы, графики, вопросы, оставшиеся без ответа, банк идей и т.д.)
  • Мои достижения - материалы, которые демонстрируют прогресс автора.

Содержание портфолио:

  • анкеты и результаты их обработки; 
  • результаты интервью; 
  • вопросы, возникающие в ходе работы; 
  • дневники наблюдений; 
  • самооценка работ; 
  • краткие записи докладов, выступлений, ответов по теме портфолио; 
  • образцы изобразительного творчества; 
  • грамоты, дипломы 
  • творческие работы; 
  • результаты проверочных, контрольных работ, тестов; 
  • результаты групповой работы; 
  • проекты; 
  • аудио- и видеоматериалы; 
  • фотографии; 
  • схемы, таблицы, графики, диаграммы; 
  • анкеты и результаты их обработки и т.д.

 

Технология работы с портфолио.

 

 

Этап работы

Особенности этапа

Особенности этапа

постановочный

Определяет дальнейшую учебную деятельность обучающегося

Знакомство с курсом (темой) Сознательное принятие ответственности ребенком

практический

(поисковый)

Индивидуальная работа обучающихся. Разнотемповость этапа. Рост степени

свободы выбора.

Сбор и систематизация материала.

заключительный

Осознание своих достоинств и проблем.

Осуществление рефлексии собственной деятельности, работа над самооценкой.

 

  

ции рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио

 

  • При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Ребенок, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.
  • При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
  • Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).
  • Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.
  • Включение в портфолио характеристики педагогов – дело самого ребенка.
  • Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

 


           

      

Методические рекомендации по составлению «портфолио» обучающихся в ДЮЦ «Контакт»

 

Теоретические основания

«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения. 

Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Философия портфолио:

o    Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету

o    Интеграцию количественной и качественной оценок

o    Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

 «Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:

·                     Поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;

·                     Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

·                     Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;

·                     Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

·                     Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Работа над «портфолио», при систематичности открывает много возможностей:

·                                             Обучающемуся – для самосовершенствования;

·                                             Педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося.

        Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих.

Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам.

Виды портфолио:

q    Презентационный портфолио

q    Портфолио - собственность

q    Портфолио тематический

q    Портфолио процесса

q    Портфолио роста

q    Портфолио достижений

q    Портфолио оценочный

q    Портфолио  проблемно-ориентированный

 

      Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет.

Вариант 1.

ü    Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся

ü     Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты

ü     Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями

 

Вариант 2.

o    Портрет автора  - материалы, представляющие автора.

o    Коллектор - материалы, собранные автором по теме портфолио ( Словарь терминов и понятий. Теоретические материалы. Статистические материалы. Используемая литература)

o    Рабочие материалы - материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио  (схемы, графики, вопросы, оставшиеся без ответа, банк идей и т.д.)

o    Мои достижения - материалы, которые демонстрируют прогресс автора.

Содержание портфолио:

o    анкеты и результаты их обработки;

o    результаты интервью;

o    вопросы, возникающие в ходе работы;

o    дневники наблюдений;

o    самооценка работ;

o    краткие записи докладов, выступлений, ответов по теме портфолио;

o    образцы изобразительного творчества;

o    грамоты, дипломы 

o    творческие работы;

o    результаты проверочных, контрольных работ, тестов;

o    результаты групповой работы; 

o    проекты;

o    аудио- и видеоматериалы;

o    фотографии;

o    схемы, таблицы, графики, диаграммы;

o    анкеты и результаты их обработки и т.д.

 

Технология работы с портфолио.

Этап работы

Особенности этапа

Особенности этапа

постановочный

Определяет дальнейшую учебную деятельность обучающегося

Знакомство с курсом (темой) Сознательное принятие ответственности ребенком

практический

  (поисковый)

Индивидуальная работа обучающихся. Разнотемповость этапа. Рост степени

свободы выбора.

Сбор и систематизация материала.

заключительный

Осознание своих достоинств и проблем.

Осуществление рефлексии собственной деятельности, работа над самооценкой.

 

 

 

 

 

 

ции рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио

 

При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Ребенок, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.

При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).

Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.

Включение в портфолио характеристики педагогов  – дело самого ребенка.

Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

 

 

 


Copyright 2024. Создание сайта 5900.ru