Навигация по сайту
Портфолио обучающегося |
Методические рекомендации по составлению «портфолио» обучающихся в ДЮЦ «Контакт»
Теоретические основания
«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения. Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Философия портфолио:
«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:
Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих. Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам.
Виды портфолио:
Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет.
Вариант 1. Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями
Вариант 2.
Содержание портфолио:
Технология работы с портфолио.
ции рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио
Методические рекомендации по составлению «портфолио» обучающихся в ДЮЦ «Контакт»
Теоретические основания «Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения. Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Философия портфолио: o Смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету o Интеграцию количественной и качественной оценок o Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку «Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи: · Поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся; · Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; · Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; · Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; · Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Работа над «портфолио», при систематичности открывает много возможностей: · Обучающемуся – для самосовершенствования; · Педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося. Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих. Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам. Виды портфолио: q Презентационный портфолио q Портфолио - собственность q Портфолио тематический q Портфолио процесса q Портфолио роста q Портфолио достижений q Портфолио оценочный q Портфолио проблемно-ориентированный
Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет. Вариант 1. ü Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся ü Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты ü Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями
Вариант 2. o Портрет автора - материалы, представляющие автора. o Коллектор - материалы, собранные автором по теме портфолио ( Словарь терминов и понятий. Теоретические материалы. Статистические материалы. Используемая литература) o Рабочие материалы - материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио (схемы, графики, вопросы, оставшиеся без ответа, банк идей и т.д.) o Мои достижения - материалы, которые демонстрируют прогресс автора. Содержание портфолио: o анкеты и результаты их обработки; o результаты интервью; o вопросы, возникающие в ходе работы; o дневники наблюдений; o самооценка работ; o краткие записи докладов, выступлений, ответов по теме портфолио; o образцы изобразительного творчества; o грамоты, дипломы o творческие работы; o результаты проверочных, контрольных работ, тестов; o результаты групповой работы; o проекты; o аудио- и видеоматериалы; o фотографии; o схемы, таблицы, графики, диаграммы; o анкеты и результаты их обработки и т.д.
Технология работы с портфолио.
ции рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке технологии портфолио
• При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Ребенок, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку. • При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения. • Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности). • Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений. • Включение в портфолио характеристики педагогов – дело самого ребенка. • Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.
|